Модернизация России – это не только уход от сырьевой модели экономики, но и введение в деловую практику буквы и духа принципов деловой этики. Многие проблемы взаимоотношения бизнеса с основными субъектами его деятельности имеют моральную доминанту, и поэтому вопросы этики ведения предпринимательства будут являться приоритетными в развитии экономики России ближайшего будущего.
Эксперты и практики, объединившиеся под брендом «Деловой Союз IBA», убеждены: без учета моральных ценностей при принятии решений в бизнесе невозможны ни стабильность деловых отношений, ни устойчивость нашего общества. Этичный бизнес подразумевает разумный баланс как между встречными ожиданиями «бизнес – заинтересованная сторона», так и между конфликтующими ожиданиями заинтересованных сторон.
Этика бизнеса базируется на честности, открытости, верности данному слову, способности эффективно действовать на рынке в соответствии с законодательством, установленными правилами и традициями делового оборота.
Для стран с развитой рыночной экономикой нормы морали в бизнесе и механизмы их реализации сформировались и постоянно совершенствуются, их соблюдение является одним из основных путей развития производства и расширения рынка продаж. Деловой Союз IBA намерен способствовать тому, чтобы и в России предпринимательский успех находился в прямой зависимости от этичности бизнеса, а этичное поведение в деловой практике рассматривалось бы как эффективное бизнес-решение.
Кодекс этики IBA основан на принципах гильдий российских промышленников и купцов, сложившихся на основе многовекового уклада к началу прошлого века:
« - Уважай власть. Порядок во всём опирается на власть, она является условием эффективного ведения дела.
- Будь честен и правдив. Российский предприниматель обязан быть безупречным носителем добродетелей честности и правдивости.
- Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство — основа благополучия государства. Российский предприниматель обязан в поте лица трудиться на благо своей отчизны.
- Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уважение, гармонию интересов и создаёт атмосферу для развития у людей самых разнообразных способностей.
- Будь верен слову. Деловой человек должен быть верен своему слову: «Единожды солгавший, кто тебе поверит». Слово, рукопожатие делового человека должны цениться выше формальных бумажек.
- Живи по средствам. Всегда оценивай свои возможности.
- Будь целеустремлённым. Всегда имей перед собой ясную цель, но любая цель не может затмить моральные ценности».
Кроме того, источником норм нашего Кодекса Этики стали этические принципы ведущих мировых бизнес-институтов, таких, как RICS - Королевский Институт Сертифицированных Сюрвейеров Великобритании, с которым Деловой Союз IBA намерен решать уставные задачи в тесном партнерстве и взаимодействии.
«Дикий капитализм» постсоветского периода себя изживает. Играть без правил становится невозможно, поскольку Россия настроена активно интегрироваться в мировой бизнес. Однако такая интеграция может быть успешной только тогда, когда потенциальные зарубежные партнеры перестанут смотреть на нас с недоверием.
Сегодня специфическим отличием взаимоотношений бизнеса, общества и государства в России остается более высокий уровень коллективизма и дистанции власти и меньшая ориентированность на результаты и на отдаленные временные горизонты. Преодолеть этот перекос – задача, решению которой в числе прочих занимается Деловой Союз IBA.
Мы докажем на практике, что твердое следование нормам деловой этики может стать не только эффектной декларацией, но и реальным фактором делового успеха: расширить бизнес, привлечь инвестиции, заручиться поддержкой российских и зарубежных партнеров.
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МИР ЭТИЧНОГО БИЗНЕСА!
Что думают об этичном бизнесе представителей отечественного делового сообщества?
Денис Белезин, директор по маркетингу компании "Терем":
Есть два основных условия этичного бизнеса: первое — не врать, а второе — говорить партнерам и клиентам всю правду. С первым пунктом у нас, как правило, проблем не возникает, сейчас очень мало тех, кто откровенно лжет. Что же касается условия говорить всю правду, то оно соблюдается гораздо реже. Особенно это касается сферы продаж. Если говорить о бизнесе в России вообще, то он этичен наполовину.
Александр Филаретов, управляющий Санкт-Петербургской валютной биржей:
В XVI веке в Европе уже существовали биржи. Если купцам нужно было заключить сделку, они оформляли ее там. В России в это время бирж не было, торговые люди собирались, били по рукам и заключали сделку под честное слово. Это пример этичного бизнеса. Не уверен, что он есть в современной России — мы до него еще не доросли.
Валерий Дьяков, генеральный директор научно-производственного комплекса "Экофлон":
Соблюдение правил вроде "не обмани" не свидетельствует об этике, это азбука человеческих взаимоотношений. Этика — это прежде всего уважение к партнеру. Яркий пример неэтичного бизнеса — фирмы однодневки, которых в России становится все больше. Их руководство и сотрудники заинтересованы только в том, чтобы как можно быстрее заработать деньги, потратить их и разбежаться. А пример этичного бизнеса — солидные компании, которые заинтересованы не в сиюминутной прибыли, а в сохранении своей торговой марки.
Леонид Башилов, директор по финансам компании "Телефонстрой":
Если в компании не воруют, не обманывают, не убивают, такой бизнес уже можно назвать этичным. Для того, чтобы вести цивилизованный бизнес, достаточно лишь соблюдать десять заповедей, который дал нам Господь Бог.
Александр Саладин, управляющий компанией "Гостиница Спортивная":
Если брать за пример западные нормы, то там этичным считается такой бизнес, когда необязательно оформлять документы и закреплять обязательства партнеров на бумаге — они верят друг другу на слово. Нам же до Запада пока очень далеко — мы находимся на самой низшей ступени развития бизнеса.
Юрий Азаров, директор по маркетингу компании "Первый кондитерский комбинат ":
Этичный бизнес, это если ты работаешь в России, и твоя прибыль остается у нас в стране. Это, в первую очередь, качественная продукция. Кроме того, производитель обязан не обманывать и не вводить в заблуждение своих клиентов и партнеров.
Ольга Самоварова, генеральный директор и председатель правления Центра научных исследований и аудита "Панацея":
Этичный бизнес — это выполнение совокупности этичных норм и принципов поведения на рынке как компанией в целом, так и ее сотрудниками в частности. В числе этих норм также безупречная вежливость в общении с клиентами, партнерами, конкурентами, выполнение обещаний, пунктуальность и прочие обязательства.
Владимир Прибыткин, председатель совета ЗАО "Петербургский социальный коммерческий банк":
В моем понимании, этичным является такой бизнес, который направлен на удовлетворение потребностей клиентов, не наносит ущерба людям и природе.